Яндекс.Метрика
Россия сильна
регионами
Челябинская область

Законодательная деятельность

Законодательная власть Челябинской области

Законодательное Собрание Челябинской областиВ мае 1994 года состоялись первые выборы в Челябинскую областную Думу – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Челябинской области. Первый созыв насчитывал 15 депутатов.  Дума была наделена следующими полномочиями: разработка областного законодательства, принятие и контроль за исполнением областного бюджета, принятие Устава области, оформление системы местного самоуправления.

В 1996 году Челябинская областная Дума была переименована в Законодательное собрание Челябинской области. Основы и практика законодательной деятельности, заложенные депутатами первого созыва, были укреплены и расширены следующим составом народных избранников, начавшим свою работу в декабре 1996 года. В состав второго созыва был избран 41 депутат.

Парламентарии третьего созыва, приступившие к работе в декабре 2000 года, значительно дополнили и расширили список нормативных актов, принятых своими предшественниками.

В декабре 2005 года выборы четвертого созыва Законодательного собрания (с 1 января 2006 года - Законодательного Собрания) прошли по новой, смешанной, системе: 30 депутатов были избраны по партийным спискам и 25 – по одномандатным округам. В октябре 2006 года состоялись довыборы депутатов в пяти одномандатных округах.

В настоящее время в составе депутатского корпуса Законодательного Собрания работают 60 человек. Из них 51 депутат является членами партии «Единая Россия», шесть депутатов - члены КПРФ, три депутата состоят в ЛДПР.
Законодательное Собрание области обладает широкими полномочиями в осуществлении государственной власти.

ОБЛАСТНОЙ ПАРЛАМЕНТ:

  • принимает Устав (Основной Закон) области и вносит изменения и дополнения в него;
  • принимает законы и постановления, а также иные нормативно-правовые акты;
  • дает толкование законов области и иных нормативно-правовых актов;
  • утверждает программы и планы социально – экономического развития области;
  • утверждает бюджет области и отчет об его исполнении;
  • устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы, платежи, а также порядок их взимания, устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, заслушивает должностных лиц об использовании средств этих фондов;
  • устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального значения;
  • устанавливает порядок использования природных ресурсов области, охраны объектов природы и культурного наследия;
  • устанавливает общий порядок управления и распоряжения собственностью области;
  • устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области;
  • устанавливает ответственность за нарушение нормативных правовых актов;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законом области.

Законодательный процесс в Челябинской области выглядит следующим образом:

первая стадия – законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Законодательного Собрания области законопроекта;
вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов на комитетах, комиссиях, группах;
третья стадия – включает в себя рассмотрение и обсуждение законопроекта депутатами на сессиях (заседаниях) и принятие его;
четвертая стадия законодательного процесса – рассмотрение и подписание закона области Губернатором области.


ГолосованиеПроцесс принятия законов




Отечественному парламентаризму - 105 лет: хроника событий. Южный Урал 1905-1917 гг.

 

В апреле 2011 года исполняется 105 лет со времени начала работы Первой Государственной думы. Она имела четыре созыва и просуществовала около 12 лет. Председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш принимал участие в мероприятиях, посвященных этой дате, в Санкт-Петербурге.

Напомним, что 27 апреля 1906 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга состоялся торжественный прием Императором Николаем II членов Государственной думы и Государственного совета.  Император прочел короткую речь, в которой приветствовал членов законодательных палат как «лучших людей» России и обещал сохранить незыблемыми  установления, дарованные им народу. Затем депутаты отправились в Таврический дворец, где и заседала Государственная дума.

Краткая хроника событий,  связанных с деятельностью

Государственной думы

6 августа 1905 г. - российский император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об учреждении Государственной думы», Закон «Об учреждении Государственной думы», «Положение о выборах в Государственную думу». Эти документы устанавливали статус Государственной думы как законосовещательного органа при императоре и определяли ограничения, цензовые требования, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в выборах.

17 октября 1905 г. -  Николай II издал Высочайший Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором говорилось: «Установить как незыблемое  правило, чтобы никакой закон не мог воспринимать силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия  в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».  Таким образом, дума из законосовещательного органа превращалась в законодательный.

Декабрь 1905 г. -  издан  закон о выборах, определявший порядок выборов в Первую Государственную думу. По закону определялись четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые  были заняты на предприятиях с числом рабочих не менее 50 человек. Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми, так как исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Вместе с этим, один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 000 избирателей, в городской - на 4 000 избирателей, в крестьянской - на 30 000, в рабочей - на 90 000. Для рабочих также устанавливалась трех- и четырехстепенная система выборов.

20 февраля по 20 апреля 1906 г.  - выборы депутатов в Первую Государственную думу на  Южном Урале. Проходили в обстановке борьбы политических партий, правительственных репрессий и полицейских преследований. От Челябинска и уезда в состав Первой Государственной думы никто не был избран; от  Троицкого уезда прошли 2 казака - М.И. Свешников и С.С. Выдрин;  от Верхнеуральского уезда - казак Т.И. Седельников.

27 апреля - 8 июля 1906 г. - период деятельности  Первой Государственной думы. Проработала 73 дня, провела одну сессию и приняла 8 законопроектов. Председатель кадет, профессор  Московского университета С.А. Муромцев.

20 февраля - 2 июня 1907 г. - период деятельности Второй Государственной думы. Проработала 103 дня, провела 53 заседания, была также распущена. Председатель кадет Ф.А. Головин. На Южном Урале выборы депутатов во вторую Государственную думу проходили в условиях острой политической борьбы, сокращения числа городских  избирателей (17-20 % от общего числа населения Челябинска, Златоуста и Верхнеуральска имели право участия в выборах). Во Вторую Государственную думу от Челябинска снова никто не прошел. От Челябинского уезда - кадет И.В. Заплатин; от Троицкого уезда - казак П.П. Вопилов, от рабочих Юрюзанского завода - большевик И.Д. Серебряков;  от крестьян - К.И. Осипов (из с. Введенского).

1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г. - период деятельности Третьей Государственной думы. Проработала весь положенный срок, утвердив 2197 законопроектов. Председатели Н.А. Хомяков (1907-1910), А.И. Гучков (1910-1911) и М.В. Родзянко (1911-1912).

Выборы в Третью Госудуму проходили осенью 1907 г. Право на участия в них получило всего около 15 % населения России.

От Челябинска депутатом Государственной думы был избран челябинский предприниматель и меценат И.К. Покровский; от Челябинского уезда - казак С.И. Шеметов.

15 ноября 1912 г. - 19 октября 1917 г. - период деятельности Четвертой Государственной думы. Состоялось пять сессий.  Председатель М.В. Родзянко.

От Челябинска депутатом Четвертой Госдумы никто не был избран, от Челябинского уезда - казачьий атаман М.И. Канашев (октябрист); от Златоустовского уезда - А.А. Сычев (прогрессист); вне курий - священник Чумлякской  слободы Челябинского уезда В.В. Евладов.

1 августа 1917 г. -  Временное правительство утвердило состав Всероссийской избирательной комиссии  и положение о выборах в Учредительное Собрание, предусматривающее всеобщее избирательное право с пропорциональной системой выборов по спискам политических партий. По Оренбургской губернии были сформированы списки по 9 политическим партиям и группам. Список № 1 - от партии народной свободы; список № 2 был утвержден чрезвычайным войсковым кругом Оренбургского казачьего округа; список № 3 -  от партии социалистов-революционеров; список № 4 - от меньшевиков; список № 5 - мусульманско-демократический; список № 6 - от кооператоров; список №  7 - от народно-социалистической партии (трудовики); список  № 8 - от большевиков; список № 9 - от башкирских федералистов.

12 ноября 1917 г. - состоялись выборы депутатов Учредительного Собрания в Челябинске, Оренбурге и Оренбургской станице (Форштадт).

26 ноября 1917 г. - состоялись выборы депутатов Учредительного Собрания в Челябинском, Троицком, Верхнеуральском, Орском и Оренбургском уездах, а также в городах Троицк, Верхнеуральск, Орск и Илецкой защите.

По Оренбургскому избирательному округу было избрано 11 депутатов Всероссийского Учредительного собрания: казаки Богданов, А.И. Дутов, А.И. Кривощеков, Матушкин; большевики Коростелев, С.М. Цвиллинг (Челябинск), Чуцкаев; эсеры М.Х. Поляков (Челябинск), Сорокин; башкирские федералисты  Ш.А. Манатов, Р. Фахретдинов.

Ночь с 6 (19) на 7 (20) января 1918 г. -  в соответствии со специальным Декретом,  принятым  ВЦИК  по докладу В.И. Ленина, Учредительное Собрание было распущено.

 

Хроника событий подготовлена на основе публикаций доктора ист. наук, профессора ЧелГУ А.А. Абрамовского, кандидата ист. наук, доцента кафедры новейшей истории России ЧелГУ З.Н. Анохиной.